Все как один агынчары в теперешнем времени придерживаются философии, которую сформулировал в 15 веке Къюнг-Мин-Ми. Это учение называется Мун-Ы и может быть переведено как фраза «как надо жить» (хотя многие переводят его как «порядок»). Понятий, установленных Мун-Ы, неизменно придерживается каждый агынчар – оно относится к каждому, даже самому юному представителю этого народа, и это прямая обязанность всей общественности растить новые поколения с первых дней в соответствии с данным учением. Главная мысль, которая заключена в нём, это:
Мир един. Нет путей. Порядок естественен.
В соответствии с Мун-Ы, мир это практически единый разум, который в совершенстве контролирует сам себя. Именно человек вносит в его гармонию элемент хаоса, поэтому каждый обязан придерживаться двух основных вещей: пытаться слиться с естественным порядком и не становиться преградой для изначального природного согласия. Не стоит забывать, что такая философия была внесена в агынчарское общество с той целью, чтобы упорядочить его и подчинить конкретной системе, в которой каждый индивидуум был бы привязан к определённым правилам. Свобода в нём весьма относительна. Все люди (а точнее их энергии) равны для мира, никто не лучше другого, но смысл упорядоченного существования заключается в поисках и установления своего места в грандиозной вселенской схеме. Вполне естественно, что по людским меркам живые существа всё же отличаются, и по этой причине в народе агынчаров образовалась кастовая система. Она была необходима не только для того, чтобы избежать междоусобицы или подчинить одну группу людей другим. Считается, что такой порядок помогает каждому отдельно взятому человеку обрести своё место и наиболее эффективно «войти» в нужное состояние конкретной жизни, поэтому к социальному делению агынчары относятся как к должному и из своей ячейки они не только не пытаются, но и не хотят переходить в другую, потому что это будет препятствовать их сущности и принесёт больше вреда, чем пользы.
Къюнг-пэй (Первенство). Агынчарским обществом правит Первенство – пять человек разного пола, носители поделённого кристалла Къюнг-Мин-Ми, с помощью которого можно повлиять на все остальные кристаллы. Чтобы стать одним из Первенства и получить этот чёрно-синий кристалл, необходимо по достижению совершеннолетия провести по десять лет в обществе каждой из каст – это необходимо, чтобы ознакомиться с населением архипелага со всех его сторон. Представители этой высшей касты могут раздавать распоряжения всем остальным. После своего назначения, став членом Первенства, они начинают руководить всем обществом и следить за тем, чтобы каждая из его ячеек функционировала в соответствии с установленными правилами. Редко какой агынчар видел их воочию. Все решения принимаются Первенством, а его слово – не обсуждается.
Хи-сунг (каста воспитателей). Все агынчарские дети воспитываются вместе. Учение этого общества считает воспитание новой личности слишком ответственным делом, чтобы доверить его родителям. В эту касту входят как мужчины, так и женщины, которые растят новых членов общества с самих пелёнок. Сначала их долг заключается в заботе о малышах, затем – в выявлении их талантов. При этом людям этой касты запрещается как-либо влиять на детей (то есть, если в ребёнке заложен талант к рисованию, то они не имеют права обучать его этому). Ещё одно важное дело, которым занимается каста воспитателей, это разъяснение детям с малых лет сути Мун-Ы. Они должны научить маленьких агынчаров жить, основываясь на этой системе, и сделать так, чтобы они впитали её в себя.
Ён-ри (каста распорядителей). Агынчары не считают, что индивидуальность каждого человека должна ставиться превыше всего, поэтому среди них нет мнения, будто «никто не знает тебя лучше тебя самого». Каста распорядителей это те люди, которые призваны видеть всех окружающих насквозь. Они великолепные психологи, чему их учат до того, как они начнут исполнять свои прямые обязанности. Их долг – направлять каждого отдельно взятого человека. Они тесно сотрудничают с кастой воспитателей, потому что именно исходя из их решения ребёнок будет направлен в подходящую для него касту. Кроме того они занимаются слежением за популяцией, составляют пары, чётко контролируя рождаемость. От них также зависит, получит ли человек свой кристалл и станет ли магом. Естественно, подкупить их просто невозможно.
Джу-ах (каста ведунов). Служители двух сил, чьим противоборством и является мир, только служат они им не посредством каких-то церемоний, а донесением их сути до понимания простого населения. Ведуны должны в совершенстве ориентироваться в мироустройстве и уметь объяснять это людям. Но это не только передача информации – люди этой касты следят за тем, чтобы агынчарское общество жило теми познаниями, которые они получают от ведунов. Вместе с тем это идеологи, которые в любое время и любом месте должны поддерживать учение Мун-Ы и следить за тем, чтобы население не отступало от него. Ведун обязан ответить на любой вопрос, который ему зададут. К тому же, это великолепные знатоки истории. Они хранят знания обо всех периодах, пройдённых агынчарами. В своём роде эта каста «дух» всей нации.
Фэн-чи (каста учёных). Немногочисленная каста людей, обладающих наивысшей степенью умственных способностей. Как известно, на кораблях Беглого флота, всё ещё существующих и находящихся у берега самого большого острова архипелага, можно найти кое-какие валеаллские изобретения, взятые беглецами с собой из Трёхречья. Потеряв связь с валеаллскими изобретателями и не имея никаких письменных описаний их трудов, агынчары были вынуждены разбираться в природе найденных вещей самостоятельно. Именно этим и занимаются их учёные. Имея доступ к изобретениям, они пытаются научиться работать с ними, чтобы с их помощью улучшить качество жизни всего общества. На широкую публику их достижения пока что не выводятся. Единственное, что стало доступно населению, это Защитники.
Ын-квон (каста воинов и бойцов). В обществе агынчаров есть две категории людей, обладающих боевыми навыками, между которыми различима существенная разница. Воины это агынчары, которые сражаются, используя оружие. Они должны знать не только как использовать его, но и присутствовать при изготовлении, потому что агынчары верят, что у воина и его оружия одна энергия на двоих. Хороший воин сможет рассказать, из чего изготовлено его оружие, каким оно бывает и как за ним следить (в этом плане они очень скрупулёзны). Бойцы, в свою очередь, используют в качестве оружия своё тело. Они не отращивают из конечностей лезвия, но смогут голыми руками постоять за себя и своё окружение. Также им известна боевая система воздействия на акупунктурные точки человека. Вся эта каста целиком, впрочем, не просто солдаты – они заодно охотники и путешественники, которые рискуют переправляться из одних мест архипелага в другие.
Сом-ун (каста магов). Стать магом среди агынчаров просто по желанию не представляется возможным. Нет ничего, что человек мог бы сделать, чтобы получить возможность обзавестись магическим кристаллом. Только особые люди с конкретным складом характера могут рассчитывать на это, но решение принимает каста распорядителей. Магов во все времена уважали и слегка побаивались за их необыкновенные способности. Агынчарские маги чаще всего нисколько не владеют боевыми навыками – все их силы и время уходят на развитие своих магических способностей. В отличие от врождённой магии, кристальную постичь не так уж просто. Люди из этой касты обязаны как никто другой понимать всю суть Мун-Ы и ни в одно мгновение жизни не отступать от него. Они очень дисциплинированы, редко демонстрируют какие-либо эмоции. Всеми их делами неустанно заправляет Первенство.
Мин-ю (каста артистов). К профессиям развлекательного жанра агынчары относятся гораздо серьёзнее, чем все другие народы. В их понимании это люди, наделённые особыми талантами. Так же они верят, что любой артист – это не первая инкарнация человека. Считается, что его энергия, пройдя один полуоборот жизненного цикла, впитала в себя чуточку другой энергии (или даже нескольких) и вернулась в этот мир (в то время как энергии обычных людей просто перевоплощаются, но по сути своей не меняются). В число этой касты входят танцоры, певцы, художники, фокусники (невероятно любимы обществом именно иллюзионисты), кукловоды и сказители (литераторов как таковых нет, потому что художественная литература в обществе не прижилась – никто ради удовольствия книг не читает). Это единственная каста, которой позволительно вовсю демонстрировать свои эмоции, потому что это воспринимается как часть их ремесла.
Онг-ву (каста изготовителей). Для жителей архипелага очень большую ценность представляют два типа людей, которые могут обеспечить их защитой от внешнего мира. Первый – это строители и архитекторы, что среди агынчаров является одной профессией (то есть, человек из этой касты должен уметь не только спроектировать жилище, но и самостоятельно возвести его). Они имеют свой вес в обществе, потому что часто служат в качестве ремонтников по отношению к зданиям, которые были построены Старшими Мастерами (а это требует определённых навыков). Другой тип – это кузнецы. Они снабжают касту воинов доспехами и оружием, создают предметы быта, например, подковы для ездовых животных, что тоже немаловажно. На касте изготовителей лежит большая ответственность за сохранность всего народа, поэтому зачастую они трудятся, не покладая рук.
Док-сэ (каста снабжателей). Очень многое также зависит от людей, которые обеспечивают всё остальное население необходимыми для существования вещами. Большая часть представителей этой касты занимаются производством пищи. Это земледельцы, скотоводы, собиратели (последним отдельная похвала, потому что они ежедневно отправляются в опасные места, чтобы найти пригодную для употребления пищу). Многие из них вполне способны выращивать что-то в непривычных для этого условиях, они обладают достаточными знаниями, чтобы ухаживать за оранжереями. Но пища не единственное, чем они снабжают народ. В эту касту входят также люди, которые умеют обустраивать быт – портные, столяры, свечники, гончары и прочие ремесленники. Это самая многочисленная каста, составляющая основу агынчарского общества.
Тинг-жан (каста прислужников). По мнению агынчаров, если человек не нашёл себя в чём-то, то его задача в этой жизни – прислуживать тем, кто что-то из себя представляет. Это, впрочем, не значит, что он менее ценен с точки зрения вселенной (то есть, это не низший сорт людей как невольники, к которым относятся, как придётся), просто считается, что у таких людей на начальном этапе их жизни очень слабая энергия. Поэтому нужно помочь ему развить её, и в этих целях его обязывают изо дня в день контактировать с теми, у кого она сильнее. Прислужники в агынчарском обществе занимаются самыми разными делами (например, подметают полы, рассаживают декоративные растения, носят воду и т.д.) В целом, они выполняют множество разных поручений. Единственное, к чему их не подпускают, это задачи, которые могут повлиять на всю общину. Они не являются собственностью людей, к которым оказываются привязанными по решению распорядителей, но вести себя рекомендуется с большим почтением и послушанием.
Общество агынчаров, в первую очередь, построено на коллективизме. Их общины, разбросанные по архипелагу (трём его основным островам), придерживаются идей о взаимозависимости каждой касты от другой. Понятие «я» сведено до минимума во избежание нежелательных амбиций. При этом каждый может рассчитывать на то, что будет оценён по достоинству вне зависимости от его происхождения, внешнего вида или каких-либо ещё факторов, кроме его склада характера, предрасположенностей к исполнению конкретной работы и заложенных от рождения способностей. Главное для агынчаров это, во-первых, исполнять свою роль в этом мире, во-вторых, осуществлять свои обязанности по отношению ко всему народу. По этой причине конкретные желания каждого индивидуума попросту не берутся в расчёт. Агынчары не вступают в брак и не обзаводятся семьями, потому как это может помешать исполнению их первостепенных задач, возложенных на них с детства (у каждой касты они свои). Им, естественно, не запрещается испытывать к кому-то тёплые чувства, но они не должны проявляться у всех на виду или мешать основному делу. Рождаемостью целиком и полностью заведует каста распорядителей. Она составляет нужные пары (не всегда это делается, исходя из каких-то реальных соображений – порой используются разного типа гадания), которые не могут отказаться от деторождения. Младенца забирают в касту воспитателей сразу же после того, как он родился. Агынчары понятия не имеют, кто их родители, потому что никто им об этом никогда не рассказывает, равно как и родители не знают своих детей, да и сами тоже могут больше не встретиться. Такое правило было установлено, чтобы каждый ребёнок воспринимался как что-то уникальное, без привязки к другим людям (грубо говоря, чтобы его не судили по родителям). В касте воспитателей дети живут до десяти лет, после чего каста распорядителей на особой церемонии даёт ему имя и направляет в подходящую для него касту. Учебных учреждений как таковых у агынчаров никогда не было. По их мнению, самая подходящая система обучения это та, в которой ученик вступает в прямой контакт с наставником. Первое время ребёнок просто ходит по пятам за человеком, к которому его направили, свыкается с правилами своей касты. Чуть позже, когда «период наблюдения» завершается, он приступает к делу и учится работать самостоятельно. Агынчары не нуждаются в письменном подтверждении своих навыков, поэтому обучение для каждого длится по-разному.
Быт каждой касты тесно связан с правилами, установленными Мун-Ы. У каждого из них свои обязательства перед обществом, которые они ежедневно пытаются исполнять без каких-либо жалоб. Для некоторых трудовые будни могут быть очень однообразными (например, людей, собирающих ягоды и приносящих их в общину), для других – полными разнообразия (воины и маги чаще всего путешествуют из города в город). На праздники у тех и других нет времени, но изредка случаются небольшие представления, устраиваемые кастой артистов. Встретить такого на улицах города уже праздник. Проживают агынчары преимущественно в гигантских городах Старших Мастеров, которые в некоторых случаях могут выглядеть как руины, потому что у нынешнего населения нет достаточных знаний, чтобы заняться качественной реставрацией. На архипелаге есть также несколько городов, построенных самими агынчарами, но они скорее напоминают небольшие поселения и располагаются в более-менее безопасных местах, потому что в основном они, конечно же, предпочитают жить в укреплённых Старшими Мастерами населённых пунктах. С природой у агынчаров негласный договор – они не пытаются с ней бороться, если этого не требует их выживание.
Агынчарское общество отличается от других тем, что у них нет денежной валюты. Они в принципе ничего не продают – приобретение каких-то вещей производится путём обмена, при этом стоимость товара договорная (один может согласиться обменять мешок картошки на золотое украшение, другой - на цветную ракушку). При этом ни в одном городе нет нищих (что исключается учением Мун-Ы и кастовой системой). Общество этого народа в действительности очень связанно между собой, и его правила распространяются на всех жителей архипелага. Первенство направляет весь народ, воины его защищают, снабжатели всех кормят и одевают. Агынчар никогда не откажет в услуге своему сородичу, потому что так велит ему его учение, закладываемое в детях с пелёнок. Очень часто встречается такое, что кто-то отдаёт другому свои вещи на совершенно безвозмездной основе. Бескорыстная взаимовыручка – распространённое явление на архипелаге. Бездельников там нет, поэтому, отдавая кому-то свою буханку хлеба, агынчар понимает, что помогает не голодному воину, а всему народу, потому что воин будет их защищать от окружающих опасностей. То есть, любое деяние по отношению к своему сородичу не лишено смысла.
Стоит заметить, что у каждой касты есть какие-то свои особенности. Касте артистов дозволено проявлять свои эмоции и в некоторых случаях даже гиперболизировать их, каста распорядителей напротив – должна быть примером для остального народа и придерживаться железной дисциплины, так что о каком-либо проявлении чувств речи не идёт. Ведунов можно вычислить по их внешнему виду, потому как они все придерживаются очень похожего стиля, чтобы быть узнаваемыми в толпе. Воины, в свою очередь, никогда не расстаются со своим оружием. Они заботятся о нём практически как о живом человеке, нередко дают ему имя, ни при каких условиях не вкладывают его в руки других людей, даже если это наставник. Таких типичных мелочей у каждой касты действительно очень много. Нередко они отдают странностью и могут быть непонятными для представителей других народов (например, привычка людей из касты изготовителей постоянно носить перчатки и снимать их только на время работы – так они предотвращают уход энергии из своих мастеровитых рук).
Необычным можно посчитать и отношение агынчаров к жизненному циклу. Когда агынчар умирает, для него сооружается ладья, которую отпускают в водоём с выходом в открытое море. Агынчары верят, что ладья без посторонней помощи доплывёт до Глотки – центра мирового океана, где перевернётся, а умерший потеряет своё физическое воплощение, перевоплотится в энергию и начнёт жить заново в другом мире (этот период считается полуоборотом жизненного цикла; полный круг – это возвращение в этот мир). Поэтому они остро настроены против любых других обрядов. Так как вода как таковая воспринимается агынчарами как проводник в тот другой мир, они неохотно соприкасаются с водоёмами. Чаще всего они даже не заходят в него, а предпочитают набирать воду и мыться на суше. Если агынчар всё же зайдёт в воду, то определённо не станет плыть туда, где его ноги не смогут нащупать почву, потому что считается, что таким образом можно начать следующий полуоборот жизненного цикла, всё ещё будучи живым. Они относятся к этому очень серьёзно, поэтому к преступникам обычно привязывают камень и сбрасывают в водоём (что случается редко, потому что агынчары не сторонники таких мер – им нужнее перевоспитать кого-то, чем убить его).
Уклад жизни агынчаров на Великом континенте точно такой же. К другим расам они относятся с подавляемым пренебрежением. В их глазах они слишком глупы и примитивны, чтобы понять Мун-Ы и жить, руководствуясь этим учением. К жителям тех регионов, которые входили в состав Альянса Свободного Мира, агынчары относятся с холодом и в некоторых моментах даже с презрением из-за того, что они прогнали из этого мира Старших Мастеров. С валеаллами они себя не связывают, хотя признают, что у их народов один исток. Не могут простить им вмешательства в Ильрахельскую войну и считают, что валеаллы в большой степени ответственны за то, что произошло с Великой Восточной Доминией. В фазмах агынчары видят настоящих Старших Мастеров, поэтому при встрече с ними были бы поражены и воодушевлены сверх всякой меры. Что до сульгвенов, то некоторых из них (в силу их внешнего вида) могут спутать со Старшими Мастерами. В остальном, не зная досконально, на что они способны, не видят в них угрозу для себя, а потому и не сторонятся сульгвенов. В целом, они чётко разграничивают себя и жителей Великого континента, потому что не могут игнорировать разницу между своим восприятием мира и их.