[float=left]
[/float]Свадьба в Великоисском царстве – это праздник, который принято отмечать с размахом. На нее приглашают ближних и дальних родственников, друзей и друзей друзей. Одним словом, если свадьба происходит в деревне, то ее, как правило, справляют всей деревней. Если ее празднует высшее сословие, то гости приезжают из соседних городов и областей, а на свадьбу царя гуляет вся страна. Длятся свадьбы обычно три дня, но бывает, что растягиваются и на неделю. Свадьба, считается, что не удалась, если на ней никто не напился и никто не влюбился.
Свадьбе в Великоисском царстве предшествуют сватовство и помолвка. Разводов в стране не существует, но помолвку можно разорвать, если одна из сторон выразит желание. В таком случае все подарки возвращаются. Если один из супругов умирает, то второй может снова вступить в брак, осуждать его не будут, если только следующая свадьба не случится слишком скоро. В среднем принято держать траур по умершей второй половинке около года. Невеста должна выходить замуж девственницей. В высших слоях общества, чтобы не случалось казусов, за несколько дней до свадьбы жениха и невесту допрашивает белый шаман, чтобы удостовериться в чистоте их помыслов, но случается всякое, вплоть до подкупа шаманов. Если в первую брачную ночь выяснится, что это не так, то мужчина на утро имеет право с позором отослать ее родителям. Естественно, если новоиспеченная супруга ранее была вдовой, то это правило на нее не распространяется. Иногда мужчины, желая получить доступ к телу, обманывают девушек и обещают на них жениться, а потом пропадают (но некоторые потом и честно женятся, но сожительство до брака запрещено, а потому влюбленные встречаются тайком). Обесчещенные наивные девицы остаются с опороченной честью и нередко растущими животами. Внебрачный ребенок в Великоисском царстве – это клеймо на всю жизнь, как для ребенка, которого будут дразнить, так и для матери, которую замуж больше никто не возьмет, а если и возьмет, то ее муж будет считаться до конца дней не благодетелем, а рогоносцем и дураком.
Браки в Великоисском царстве заключаются относительно Терранской империи и Аммоната поздно. Вступать в брак мужчинам и женщинам можно с 18 лет, а вот помолвку между своими детьми родители могут заключить, когда те находятся в нежной поре младенчества. Максимальной возрастной планки для вступления в брак в Великоисском царстве не существует, но в среднем считается, что годы поджимают, когда человеку переваливает за 70. Средний возраст вступления в брак 35-40, как для мужчин, так и для женщин. Браки заключаются в равной степени по любви (в основном среди зажиточных горожан), по расчету (чаще среди высшей знати) и необходимости (в деревнях, где мужчинам нужна домохозяйка, а женщинам - кормилец и добытчик). Позже всех вступают в семейную жизнь, как правило, представители высшей знати, так как родители невест годами подбирают для своих чад наиболее выгодную партию. Выскочить самовольно замуж, не заручившись согласием родителей, невесты, сбежав из семьи, могут, но в таком случае они должны быть готовы к тому, что родственники навсегда откажутся от них; а вот отвергнуть предложенную родителями кандидатуру невеста может и не может (чем выше сословие, тем больше сложностей: у аристократки почти нет шансов). Женихи более свободны в своем выборе и после наступления 18-летия не нуждаются в одобрении родителями своего выбора, хотя обычно не идут наперекор семьи.
Как же происходит процесс?
Обычно жених, увидев понравившуюся ему девушку, сообщает об этом родителям и заручается их одобрением и поддержкой, после чего засылает в дом невесты сватов. В роли сватов могут выступать как близкие родственники: отец, брат, дядя, тётя, старшие двоюродные сёстры (мужчины-сваты обязаны быть женатыми), так и специально нанятые люди с большим опытом в этом деле и подвешенными языками. Иногда приходить сватать невесту могут не по инициативе жениха, а по настоянию родителей, если они посчитают такой брак политически и экономически выгодным. Сваты одеваются в самые нарядные одежды, берут подарки (эти подарки не возвращаются независимо от ответа со стороны невесты) и отправляются к невесте в карете, на санях или в повозке (в зависимости от времени года и материального состояния). Обычно сватовство происходит на рассвете или в тёмное время суток, а вот вечером, когда солнце клонится к закату – свататься считается плохой приметой: брак будет недолгим и несчастливым. Чтобы в доме понимали, с какой целью приехали сваты, гости обычно дарят синий платочек с вышитыми на нём белыми или серебряными нитками лебедями.
Родители невесты приглашают сватов к столу. Разговор вначале ведут издалека. Невеста в обязательном порядке должна появиться на «смотрины», чтобы сваты могли оценить, насколько она хороша. В конце первого вечера сватовства родители не дают ответ. Им нужно время, чтобы навести справки о женихе и… возможно дождаться лучшей партии для дочери. Если невеста – это вдова, которая самостоятельно проживает, то сватов она принимает лично. Лично принимает и решение относительно замужества, но с ответом обычно не торопится.
Если сватовство заканчивается согласием двух сторон, то следующим шагом становится помолвка. Для этого за несколько дней до помолвки стороны жениха и невесты заключают договор, где указываются сроки свадьбы, расходы на свадьбу, сколько жених должен потратить на свадебное платье для невесты и на кольца, размер приданного невесты, в более высоких кругах невесту обязательно опрашивает белый шаман. Он ей задает такие вопросы: не владеет ли она чёрной магией, не поклоняется ли Валаару, не является ли ведьмой или фазмом, ведет ли целомудренный образ жизни. За несколько дней до свадьбы опрос снова повторится, опросят и жениха, но шамана будет интересовать не его девственность, а связи с темными силами.
В заключении договора перед помолвкой могут участвовать как жених и невеста, так и их родители или поверенные лица. Иногда случается, что со стороны жениха и вовсе приезжает управляющий. Когда материальные вопросы бывают решены, то жених с невестой встречаются в полуторжественной обстановке и обмениваются кольцами, после чего помолвка считается свершившейся. Иногда бывает и так, что жених и невеста передают через других лиц кольца (если живут, например, далеко), а видят друг друга только в день свадьбы.
Ранним утром свадебного дня жених должен послать невесте посылку с венчальными принадлежностями (кольцами и лентами), а так же корзину с пирогами. Видеться в этот день до церемонии жениху и невесте нельзя. Девушке подружка невесты (самая близкая подруга) расчесывает волосы, распускает косу и заплетает две косы, которые закручивают в «рогалики». Это считается свадебной прической. Сверху на голову девушки надевается диадема и фата. Платье невесты по возможности должно быть как можно более пышным снизу, для этого подол крепится на кольцах, и приталенным с жестким корсетом сверху. Руки в этот день можно оголить без опаски сойти за легкомысленную, а вот появиться без фаты – плохой тон. Если холодно, то на платье надевается шуба или меховая накидка. Если невеста выходит замуж первый раз, то она надевает платье белое, бледно-розовое или нежно-голубое. Если это её второй брак, то принято надевать платье насыщенно-синего цвета.
Бракосочетание принято проводить в храмах Деревянного Царя или Ледяной Девы, но при желании провести церемонию можно и в храме Металлического Охотника, а вот Ведьма Электра, считается, что толкает на измены. Если в деревне брачующихся нет пригодного для этого святилища, а покинуть её пределы считается невозможным, то обвенчаться можно и у местного шамана на «маленьком пятачке», где он творит свои «таинства». Жених вместе с другом на место приезжают первым. Явиться жених должен в темно-синем костюме. Кто-то из его друзей или родственников должен привести с собой медведя, который является символом царства. Медведя ведут обычно на цепи, никого это не смущает. Невеста приезжает чуть позже. Возле алтаря выбранного божества-полуэлементаля будущие супруги берутся за руки, и священник, обязательно шаман этого божества, начинает соединять их сердца. Он обращается к полуэлементалям, просит их даровать паре счастье в семейной жизни, процветания, много детей, дает жениху и невесте испить самогонки (выпивается около 250 мл крепчайшего спиртного напитка, при этом гости следят, чтобы жених с невестой не халтурили) и съесть по маленькому бутерброду с селедкой – это закусь. Жених с невестой обмениваются кольцами.
Когда бракосочетание бывает закончено, то молодожены выходят на улицу на встречу ко всем тем, кто не поместился в святилище. Считается хорошей традицией, если муж переносит на руках жену через порог святилища. В это время выпускают из клеток специально для этой цели пойманных белых голубей. Под крики «ура!» гости разливают спиртное в заранее приготовленные для этой цели стаканы. Молодожены целуются, гости пьют и радостной гурьбой идут в дом мужа отмечать это торжество. Друг и подружка в этот день (и последующие дни, пока длится свадьба) должны во всем прислуживать молодоженам: подносить им напитки, давать еду и выполнять другие мелкие поручения. Зато если друг и дружка влюблены друг в друга, то день свадьбы никто не осудит, если их кто увидит целующимися на людях. Считается, что это к счастью в семейной жизни молодоженов, и иногда гости сами толкают друга жениха и дружку невесты поцеловаться.
Что касается бросания свадебного букета и подвязки невесты, то эта традиция существует далеко не во всех местах Великоисского царства. А вот если в день свадьбы птичка на кого покакает, то точно к деньгам или скорой свадьбе. Наутро после торжества жених под восторженные крики гостей выносит на всеобщее обозрение окровавленную простынь. Плохая примета – не напиться.