ВЕЛИКОИССКОЕ ЦАРСТВО
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет! ©
[float=left][/float] Хотя положение женщин в Великоисском царстве часто представляется как полное подчинение мужчинам, такая точка зрения не верна. Несмотря на главенство сильного пола, женщины имеют немало прав и свобод. Они рассматриваются не только как матери и хранительницы очага, но и как подруги, опора для своих отцов, мужей, сыновей. С их мнением считаются, хотя оно и вторично по отношению к мужскому.
Роль женщины в стране во многом зависит от социального класса, к которому она относится. Чем выше положение в обществе, тем больше признаков полового неравенства и ограничений. Например, титулы и земли наследуются исключительно по мужской линии (а вот регентом женщина стать может), серьезно обучать боевым искусствам и делать война в юбке из аристократки не будут (для ее защиты есть специально обученные люди), а оставаться наедине с представителем мужского пола без надзора гувернанток зазорно. Девушек в высших кругах рассматривают как разменную монету. Чтобы всегда иметь под рукой «дочь-товар», браки среди знати нередко заключаются в более позднем возрасте по сравнению с жителями других стран, и быть не замужем в 60-70 не стыдно, хотя и желательно устроить личную жизнь до 40. Родители подбирают дочерям супругов, союзы с которыми будут политически выгодны в первую очередь их семьям, тогда как личное счастье юных леди не берется в расчет. С этим расчетом и растят дочерей. Их обучают правилам хорошего тона, пению, танцам, вышиванию, истории, литературе. После брака аристократка перестает «принадлежать» родительской семье и «принимает» титул и фамилию мужа. Так как разводы в стране запрещены, то это до самой смерти. Считать, что женщина-аристократка – это затворница, не имеющая права голоса, не верно. Великоисская леди – это образованная, начитанная и интересная женщина, с которой и в люди выйти не стыдно, и остаться наедине не противно.
Женщины-горожанки по сравнению со знатными пользуются большей независимостью. Браки они заключают в равной степени как по любви, так и по расчету, происходит это к 35-40 годам. Официально мужчина в семье считается главным, за ним последнее слово (на деле в городах встречаются как семьи с полностью патриархальным укладом, так и мужья-подкаблучники). Что касается рабочей деятельности горожанок, то на севере существует сильная профессиональная преемственность, и женщины «наследуют» дела матерей, если те работают, или с ранних лет приучаются помогать отцам в ведении их дел (выполняют мелкие поручения, учатся держать рабочее место в порядке и т.д.). Редко, но встречается, когда горожанки выбирают стороннюю для их семьи профессию. У общества это не всегда вызывает понимание, а если профессия окажется не из женской сферы, то и вовсе вызовет осуждение и сопротивление. Женщина-кузнец, если это только не маг-ваятель (в таком случае профессия считается продиктованной магической предрасположенностью, но и то такую женщину за глаза осудят, так как она могла избрать дело ювелира или мастера по изготовлению посуды) – это нонсенс. Мужской работой традиционно считается та, где требуется грубая физическая сила, женской - где нужны терпение и милосердие. В сферах деятельности, которые требуют умственных и творческих способностей, считается, что полы «соревнуются» на равных, но если у работодателя встанет выбор: взять на работу мужчину или женщину, то его выбор падет на мужчину, да и зарплата у сильного пола при одинаковой нагрузке бывает выше на 40%.
Иным образом выглядит положение женщины среди класса крестьян. Иссаанские женщины-простолюдины – это тягловые лошади. На их плечи ложатся уборка, готовка, стирка, уход за детьми (а семьи у северян, особенно в деревнях большие, женщины рожают до 15-20 детей), работа в огороде и поле, уход за скотиной. Они ткут и шьют одежду на всех членов семьи и делают то, что входит в категорию «не-мужских» дел (а это практически все, кроме охоты, рыбалки, заготовки дров на зиму и плотницких дел). Мужчины-крестьяне в женщинах ценят не столько красоту, сколько дородность, выносливость, хозяйственность и работящесть. У полной, пышущей здоровьем женщины больше шансов выйти замуж, чем у меланхоличной худышки. А вот если эта пышка в порыве гнева ударит мужа по голове сковородой, то ее за глаза покритикуют, но пальцем показывать не станут – дела семейные. Если муж поколотит супругу, то и его суду не придадут: «Бьет, значит, любит».
Что касается женщин – инквизиторов (~ 2 % от общего числа), то на них распространяется только одна поблажка: раз в месяц, не объясняя причин, женщина может отказаться от задания, если оно связано с расследованием дела, в котором может фигурировать нежить, которая «ориентируется» на запах крови. В армии и дружине женщин ~10%. Большей частью – это лекари, чарователи, ваятели и шаманы. Попадают туда они после окончания Военных академий магии, и берут их за магический потенциал, а никак не за мастерское владение оружием, так как правда, увы, такова, что мужчины-иссаане с холодным оружием управляются лучше, да и физически сильнее. Другое дело, что в случае войны в силу убеждений женщинам будет не зазорно встать плечом к плечу с мужчинами, но специально воинскому делу для этого они не обучаются - экономически невыгодно, да и взбунтуются люди, что жен, дочерей и матерей отрывают от дома.
ТЕРРАНСКАЯ ИМПЕРИЯ
- Как стать настоящим мужчиной?
- Не знаю, но думаю, что без женщины здесь не обойтись.©
[float=right][/float] Испокон веков женщины представляли собой ядро терранского общества. Тому было не мало причин, но основная из них заключается в том, что только женщины этого народа могут располагать магической энергией и быть магами. Изначально они были первыми маджусами, затем стали постигать полимагию. И хотя в наши дни мужчины-полукровки с кровью терранцев тоже могут использовать магию, отношение к женщинам осталось всё тем же. Бесспорно, на земле нет места, где к женщине относились бы с таким почтением как в Терранской империи. Почти все руководящие должности занимают именно они, так как считается, что они – душа и ум народа, в то время как мужчины – его тело. В Терранской империи главой семьи являются матроны, родоначальницами считаются так же женщины, так как родовым именем терранцам служит имя их прародительницы. Из-за социального неравенства, ярко выраженного в имперском обществе, есть целых три слова, которыми обозначают представительниц прекрасного пола. Самое эмоционально насыщенное из них это feavenna, что означает «женщина» и может быть применимо к представительницам семейств Имперского Сената, привилегированной аристократии и благородным гражданкам. Они – тщательно оберегаемые всем обществом персоны. Женщин из этой категории безгранично уважают и опекают, им служат без принуждения и ими восхищаются. Нет, мужчины не падают ниц, стоит пройти мимо одной из них, но женщины в терранском обществе по важности стоят на порядок выше мужчин и, находясь в такой позиции, им достаёт мудрости, чтобы держаться с достоинством и без уничижения относиться к представителям противоположного пола. Терранские женщины это концентрация образованности, собранности и дальновидности. Им будто бы высшими силами поручено лелеять свою нацию и продвигать её вперёд. И мужчины это принимают, так как чувствуют себя ответственными за сохранение благополучия своих женщин. Им не принято хамить и перечить, за физическое насилие полагается тюремное заключение или даже телесные наказания, а за попытку принуждения женщины к недобровольному сексуальному контакту полагается смертная казнь или пожизненная отсидка под замком. Словом feaven, не имеющим точного толкования, но по сути означающего «почти женщину», называют женщин из числа простых граждан и вольноотпущенников. По отношению к ним действуют те же законы, только в более смягчённой форме. Так как почти все женщины этой категории – не терранки, а имперки, то к ним могут относиться не столь трепетно, но и в обиду не дадут. От них ждут меньшего, чем от терранских женщин, возможно, от того и ответная на них реакция не столь пронизана восторгом. Третье понятие звучит как feavenenta, и, так как им обозначают женщин-рабов, то его суть можно перевести как «человек женского пола». Если рабов не считают за людей, то вполне логично, что рабынь не воспринимают как женщин. Это, в свою очередь, означает, что на них имперские законы не распространяются. Что бы ни делали с рабынями, никто и ухом не поведёт.
Как уже упоминалось прежде, терранские женщины редко занимаются физическим трудом, но есть и такие, кто хочет привнести в свою жизнь больше реального действия. В терранских женщинах заложена искра великой магии, поэтому фактически у них есть возможность стать паладинами. С женщин, вступающих в этот орден, пылинки не сдувают, но, тем не менее, разница с коллегами-мужчинами всё же чувствуется – им дают задания попроще, кормят получше, в походах предоставляют больше одеял и т.д. Стоит также заметить, что в рыцарских орденах они не занимают высоких постов – сила и боевые навыки всё же удел мужчин. В монашеских орденах дела обстоят иначе. Там у женщины есть возможность занять высокую должность и даже руководить орденом. Многие сказали бы, что в имперских кланах монстроловов всё шиворот-навыворот. Тамошних женщин воспитывают с той же суровостью, что и мужчин, но это не значит, что они лишены своих привилегий, полагающихся по половому признаку. К слову, даже невзирая на обучаемость терранок боевым искусствам, в регулярной армии их нет и никогда не было. Попросту потому, что это не место для цвета нации.
Стоит отметить, что женщины в Терранской империи не просто играют чрезмерно важную роль – на их плечи вместе с этим ложится огромная ответственность. Они в ответе за страну, народ и непосредственно свою семью, потому что именно из-под их пера выходят судьбоносные решения. Мужчин терранки не притесняют, потому что в этом нет нужды – они и так отдают им все почести. Благодаря взаимопониманию полов и осознанию своей значимости и места в жизни, конфликтов среди мужчин и женщин не возникает. Сильный пол растёт с мыслью, что на его плечах вся ответственность за боевую мощь страны, а прекрасный пол под руководством старших наставниц учится управлять ими – не кнутом или пряником, а с помощью мудрости своих предшественниц, прекрасно сохранявших баланс.
АММОНАТ
Честь и гордость - это дела мужчин. Хозяйка же дома хранит лишь две вещи - ключи и своё достоинство. Её заботит лишь сохранность всего, что принадлежит её лорду и господину, а также чистота его помыслов и действий. Если она считает, что муж поступает несправедливо или неверно, она должна прямо и открыто сказать ему об этом, не страшась упрёков. Женщине нет дела, кто её муж - принц или крестьянин, если он воздаёт ей должные почести и любит её всем сердцем.©
[float=left][/float] В Аммонате отношение к женщинам в северных провинциях, где не прошли бесследно годы правления матриархальной империи, и в южных регионах, где исторически всегда главенствовали мужчины, несколько разнится, но в целом с течением времени разночтения сгладились в сторону маскулинизации. Мужчины правят миром, и этим сказано все, или почти все. Наследование идет по мужской линии, в знатной семье женщина не может стать регентом даже если у прямого наследника нет других родственников. Дети считаются собственностью отца, и в случае развода остаются с ним. Так как мужчина является продолжателем рода, то при желании он может взять в жены женщину из другой страны, если она примет культуру амаи, а вот женщинам-амаи о связях с иноземцами постыдно даже думать. Мальчиков с детства воспитывают в духе воинов, тогда как девочкам внушают, что они рождены для того, чтобы быть хранительницами очага, воспитывать детей и поддерживать своих мужей. В стране четко прослеживается разделение труда. Женщинам работать не причитается, но если есть сильное желание, то им исконно отводятся такие профессии как пряльщиц, вышивальщиц, рисовальщиц, учительниц в женских школах и помощниц докторов по уходу за женщинами. К женщинам, избравшим мужской путь, соотечественники относятся с жалостью.
Подобное разделение ролей диктуется тем, что практически все мужчины-амаи склонны к магии и при должном обучении могут овладеть одним из путей Аханеит, тогда как «женская» магия Тиенах доступна только избранным представительницам слабого пола. Так, физически сильные и развитые, мужчины охраняли и оберегали своих женщин, выполняли за них тяжелую работу, добывали в условиях пустыни пропитание – платой стало признание главенства сильного пола. Кто приносил еду, тот и решал, что и как будет в семье. Несмотря на это считать женщин-амаи бесправными угнетенными было бы неправильно. Конечно, в культуре амаи у женщины стоит следование за своим мужчиной, его моральная поддержка и физическое ублажение, но жена и хранительница очага считает это не тяжким грузом, а почетной миссией. Если она в чем-то не согласна с мужем, то поговорит с ним наедине, при этом постарается построить диалог так, чтобы ему не показалось, что она давит на него, хотя иногда и может позволить себе резкие высказывания. Кричать и скандалить с мужчиной не дозволяется – стыдно; законы амаи разрешают выпороть сварливую женщину (если женщина замужем, то это право принадлежит ее супругу, если нет, то отцу), а вот бить женщин без причины строго-настрого запрещено. Вся собственность в семье принадлежит мужчине. В случае развода (выступить инициаторами развода могут только мужчины, для этого им достаточно три раза при свидетелях сказать, что они разводятся) у женщины остается только то, что было надето на нее в судьбоносный час. Впрочем, это не означает, что разведенная будет влачить жалкое существование. Муж должен содержать бывшую супругу до конца дней, если только женщине не удастся выйти второй раз замуж, но это случается не часто.
Многоженство в стране возникло как элемент необходимости, когда женщины не могли одни выживать в условиях пустыни, и мужчинам приходилось брать по две-три жены, не последнее влияние оказала и превосходящая численность женщин над мужчинами. В целом к гаремам относятся положительно представители обоих полов, хотя это и не мешает некоторым женам ревностно относиться к своим супругам и соревноваться за их внимание. Не редко, однако, бывает и так, что жена сама просит взять мужа еще одну супругу (например, если она не может родить наследника). Мужчинам надлежит оказывать одинаковое количество внимания и тратить равные суммы денег на всех жен.
О мужской полигамии и женской эротичности за пределами Аммоната слагают легенды, но не все так просто. Первое, что усваивают маленькие девочки, так это то, что они должны беречь свою честь и невинность до самого брака, а в браке - оставаться верными мужу. Если в первую брачную ночь выяснится, что невеста не девственница, или муж улучит жену в измене, то он вправе покарать ее так, как считает нужным: выпороть, развестись, выгнать в пустыню, даже убить. Мужчинам в браке так же надлежит сохранять верность женам, а вот секс с проститутками и иностранками за измену не считается. Муж может спокойно сказать жене, что идет в публичный дом. Проститутки, как ни странно, у амаи пользуются уважительным отношением. Насиловать их нельзя, обижать тоже. Естественно, это не относится к тем случаям, когда за девушку были заплачены деньги, а она отказывается исполнять свои обязанности. Так как все проститутки работают не на улице, а в публичных домах, и деньги оплачиваются на кассе, это позволяет избежать мошенничества. Несмотря на общее уважительное отношение к проституткам, женятся на них крайне редко, а вот наслаждаются обществом тех или иных избранниц годами.
Отдельной категорией стоят жрицы пути Тиенах. К женщинам, наделенным магией разума, отношение на порядок почтительнее, чем ко всем остальным. Это цвет нации. Они стоят практически на одной ступени с мужчинами, их мнение весомое. Жрицам дозволяется не выходить замуж (обычная женщина стремится выйти замуж до двадцати пяти), не обзаводиться семьей. Они имеют право заговаривать с мужчинами на улице первыми, смотреть им в глаза и вступать в открытые споры. Так же у жриц есть привилегия при заключении брака потребовать от мужа, чтобы он больше не брал жен (но если у мужа в течение семи лет не появится наследника, то ему будет позволено жениться еще раз).
В целом, в Аммонате женщина стоит на ступень ниже мужчины, но все же не является совершенно бесправной. Недаром говорят, что мужчина-амаи – голова, а женщина – шея: не спорит, не дерзит, не кричит, но поворачивает туда, куда надо.
СУЛЬГВЕНСКИЙ АНКЛАВ
- Что вы читаете?
- «Падение мастера Делателя» в трёх томах. Считается классическим историческим произведением. Утомительная чепуха, и ничего больше. - Она презрительно фыркнула. - Толпа мудрых магов, суровые рыцари с большими мечами и прекрасные дамы с большими грудями. Магия, жестокость и любовные приключения в равных долях. Полное дерьмо.
Она смахнула книгу со стола, и та шлёпнулась на ковёр, шелестя страницами.
- Но вы могли бы найти себе какое-то занятие.
- Вот как? И что бы вы предложили?
- Ну, мои кузины вышивают…
- Идите в задницу!©
[float=right][/float] Сульгвенский полуостров уникален не только своими природными и магическими аномалиями, но и общественными порядками, если этот термин вообще применим к демонопоклонникам. В стране, где значение имеет только человек и его личные способности, на половую принадлежность никто не обращает внимания. К женщинам здесь точно такое же отношение, как и к мужчинам, и планку того, сколько они стоят, устанавливают только сами женщины. Если сульгвенка будет вести себя как разнеженная девица, отношение к ней будет как к хлебному мякишу, и возможно тот, кому нравится чувствовать себя героем, будет обходиться с ней как с нежным цветком, но в большинстве своём женщины полуострова сделают всё возможное, чтобы к ним относились с точностью да наоборот. Само собой, им не понравится, если мужчины начнут настаивать на своём превосходстве и доказывать это не только на словах, но и с применением физической силы, но и всяческие поблажки сульгвенки считают за оскорбление в свой адрес. Им претит сама мысль о том, что их ставят в иные условия, чем других, поэтому зачастую поведение сульгвенок сопутствует утрированной показушностью. Каждая из них так или иначе независима и с малых лет строит свою жизнь так, чтобы в ней не понадобился мужчина. Несомненно, жительницам полуострова приятно внимание и общество мужчин, но они не хотят, чтобы те оказывали на них какое-либо влияние. Таким образом, получается, что самые самостоятельные женщины Великого континента это как раз таки сульгвенки. Они любят испытания и хватаются за любой шанс показать общественности, из какого теста они сделаны. При этом стоит понимать, что, поступая так, женщины отталкиваются не от мысли «я не хуже мужчин», а от убеждения «я не хуже любого сульгвена». В обществе демонопоклонников совершенно отсутствует половая дискриминация, потому что маленькая с виду девочка может оказаться грозным арканистом, который без особого труда наваляет здоровяку с секирами и столетним военным стажем. Для сульгвенских женщин важно, чтобы окружающие восхищались не столько их красотой, сколько талантами. Они искренне недоумевают, какой толк в красивой внешности, если этому не сопутствуют боевые и магические навыки, и в этом они совершенно правы – сульгвенские мужчины ни во что не ставят привлекательных дурнушек. Таковых, кстати говоря, тоже немало, но их по большей части просто используют как, допустим, расходный материал.
Но имеют место быть некие безобидные стереотипы. Женщинам из благородных Домов придают качества, которыми они могут и вовсе не обладать, но при встрече с таковой многие подумают поспешно о чём-то конкретном. Женщин из Дома Сульга считают непреклонными во всех своих начинаниях – таковые, если бросят без особого смысла «я тебя убью», то наверняка так и сделают. Сульгвенок из Дома Киджуины принято воспринимать заядлыми садистками, а те, что из Дома Аснаты, представляют собой развратниц высшего пилотажа. Представительниц Дома Враулоота воображают экспериментаторшами, которые готовы потратить на любой хлам невообразимые суммы. Особы из Дома Кхелетира, по мнению мужского населения полуострова, знают ответ на совершенно любой вопрос, а вот с женщинами из Дома Мхаэналя нужно быть чрезвычайно бдительными – и глазом не моргнёшь, как тебя обведут вокруг пальца. Немного отстранённо мужчины ведут себя с сульгвенками из Дома Моросэ, так как им кажется, что они чаще якшаются с мёртвыми, чем с живыми. Представительницы Дома Уэльмадэи в представлении сульгвенов должны непременно скрывать какой-то дефект, в то время как женщин из Дома Сабефа воспринимают как самых ушлых и мстительных жительниц полуострова. Естественно, все эти характеристики исходят из черт, присущих дарра, которым служит тот или иной благородный Дом, и, честно признаться, они очень редко сливаются воедино с реальным положением вещей.
Помимо всего прочего, водясь с сульгвенскими женщинами, не стоит забывать, что они отменные воины. Чем более вызывающе ведёт себя сульгвенка, тем больше вероятность, что она прошла обучение в аркануме. Женщинам Сульгвенского Анклава не только позволяется обучение боевым навыкам – с них это даже требуется. Значительная часть организаций состоят из женщин, да и лидерством над самой Хартией за историю её существования нередко промышляли представительницы прекрасного пола. Они, как и сульгвенские мужчины, мало чего боятся и очень многого хотят. Их не тяготит ни необходимость создавать семью и заботиться о ней, ни требование общественности соответствовать каким-то нормам. Зачастую они просто чудовищные матери, сёстры, дочери и возлюбленные, но когда дело доходит до демонстрации силы духа и физических способностей, то им нет равных.
ВАЛЕАЛЛСКИЕ КЛАНЫ
Женщина для мужчины и есть та самая река, куда он всё время норовит нырнуть, чтобы искупаться во влажном омуте глаз, вытереться насухо шёлком волос, сесть к костру её сердца, ощутив волнующий аромат кожи, выпить одним глотком её губы, съесть с аппетитом всё её время, потом залечь в душу и уснуть.©
[float=left] [/float] Сложно передать словами то, насколько тонко обращаются «перевёртыши» со своими женщинами. Думая о валеаллах, сразу же приходит на ум их полная трагизма история – сногсшибательная самодостаточная цивилизация на материке, полностью принадлежащем им и похожим на воплотившуюся неземную благодать, потеря своей родины по злой воле судьбы, замкнутый образ жизни в колониях, а затем многовековое рабство, полное унижения, отчаяния и безысходности. Нечего и говорить о том, что этот народ оставил свои лучшие денёчки в далёком, полузабытом прошлом, поэтому сейчас почти каждый из его представителей скорее выживает, чем живёт. Для валеаллов несомненно очень важно сохранить свою нацию, потому как она неоднократно оказывалась на грани вымирания. Чтобы этого не случилось, им необходимо активно пополнять свои ряды, но в тех жизненных условиях, в которых они находятся на данный момент, сделать это очень непросто. Слияние всех этих обстоятельств привело к тому, что среди кланов валеаллов возник едва ли не культ матери. Однозначно именно валеаллки, произвёдшие на свет детишек, являются самой бережно хранимой частью клана. Если перед валеаллами встанет выбор защитить женщину или сохранить жизнь десятерым воинам, то выбор будет сделан в пользу первой. Если в клане вдруг кто-то забеременел, то ближайшие два года все его представители и их внимание будет сконцентрировано вокруг и около этой женщины. Что самое интересное - эта забота ничуть не навязчива, то есть, смысл действий валеаллов будет заключаться в том, чтобы женщина чувствовала себя максимально комфортно, но при этом не ощущала себя поставленной на постамент. Как правило, её круглосуточно будут окружать другие женщины, и она не будет знать ни в чём нужды. По определению женщина, у которой есть хотя бы один ребёнок, уважаема и опекаема кланом, даже если она глупышка и не может принести своим сородичам больше никакой пользы. К слову, чем больше у валеаллки детей, тем больше к ней будут прислушиваться окружающие, так что наличие ребятишек может сделать из обычной женщины очень значимую для клана личность.
В остальном в кланах всё обстоит с уклоном в порядки животного мира, где самец – добытчик и защитник, а самка – так сказать, хранительница очага. Увы, валеаллы находятся не в том положении, чтобы женщины могли расслабиться и всецело исполнять свои функции, потому как кланы беспрестанно находятся в большой опасности. В наше время не все валеаллки отменные бойцы, но каждая из них, образно говоря, знает, с какой стороны держаться за меч. Крайне редко случается такое, что валеаллы позволяют своим женщинам идти на рискованные предприятия, но такое не исключено. И всё-таки гораздо чаще женщины занимаются тем, что прикрывают спину своим мужчинам, но не совсем в буквальном смысле. Долг валеаллок – заботиться о клане в мирное время. Они следят за порядками, заботятся о слабых и малых, наставляют молодое поколение и отвечают за бытовые вопросы, к примеру, планируя, где добыть материалы для пошивки одежды, где набрать лечебных трав, чем зашить покрывало и т.д. То есть, женщины из валеаллских кланов действительно являются хранительницами очага, пусть этот очаг и не стоит на месте.
К женщинам валеаллы безусловно относятся мягче, чем к товарищам-мужчинам. Явной дискриминации в кланах не наблюдается, но для валеаллов привычно думать, что «такая-то работа для мужчина, а такая-то – для женщин». Но тут есть одна деталь – очень многое зависит от того, какое животное «запечатлела» валеаллка, потому как отношение друг к другу в кланах строятся не только на принадлежности к конкретному полу, но и на звериной форме. Если женщина, допустим, принимает форму медведя, то валеалл с формой мыши не сможет упрекнуть её в том, что она в какой-то момент занялась не своим делом. В том случае, если валеаллка ведёт себя как мужчина, к ней и будут относиться как к мужчине, но и не забывая о том, какого она всё-таки пола. Всё зависит от того, как себя позиционирует валеаллка. Быть боевой и дерзкой для женщины из валеаллского клана это нормально, а вот брать на себя сугубо мужские функции – нет. Клан признает такую женщину чересчур сумбурной и даже более того – не следующей «древним путям», а это что-то да значит и многое может изменить в положении валеаллки в клане, что редко хорошо сказывается на её репутации.