Религия иссаан в глазах других похожа больше на сборник былин, преданий и легенд. Только на севере сказки имеют свойство превращаться в быль. Тут на лесных тропах можно встретить древесного духа, ходящую избушку или кота-баюна. Неосторожный путник, испив воды из следа ягненка, барашком станет, а ночью у пруда встретит души утопленниц.
Изначально иссаане не обладали единой для всех религией. Каждое княжество молилось своим божествам. Однако, несмотря на различия верований, образы тех или иных божеств были в народе повсеместно узнаваемыми. С образованием Исского царства эти образы на юге страны стали «едиными», ушли значимые разночтения и противоречия. Навязываемый терранцами во время рассвета культ Всесоздателя так и не смог искоренить народные поверья, которые передавались в виде сказок и былин из уст в уста. После падения власти центра над иссанами языческая культура переживает второй рассвет. Северный Пантеон приобрел более упорядоченную структуру, а божества «очеловечились». Приход к власти правителя, сыскавшего поддержку крайнего севера, стал завершающим этапом в формировании «общепринятого» современного видения мира, которое характеризуется ужесточением духов и мифических существ.
Иссаане считают, что изначально мир существовал в виде четырех диких и необузданных стихий: земли, воды, воздуха и огня. Эти стихии взаимно пожирали и уничтожали друг друга. Так было до тех пор, пока в боях и сражениях эти стихии не породили четырех промежуточных духов-элементалей: дерево (земля и вода), лед (вода и воздух), металл (земля и огонь), молния (огонь и воздух). Полуэлементы: дерево, лед, металл и молния в отличие от породивших их стихий были разумны. Они покорили своих создателей, научились ими управлять и дали начало всему сущему. Они и стали первыми и главными божествами всего сущего.
• Деревянный Царь – элементаль дерева. Изображается в виде статного дородного мужчины с бородой. Он управляет деревьями, травой и всей растительностью на земле. От него во многом зависит плодородность земли и хорошие урожаи. Это божество покровительствует правителям, крестьянам и ремесленникам. Время года: лето.
• Ледяная Дева - элементаль льда. В народе ее представляют как деву с бледной кожей и прозрачными как лед глазами. Холод, снег, мороз и зима – ее царство. Она покровительствует семейному очагу и жестоко карает неверных жен и мужей, ненавидит лицемерие и обман. Вступить во внебрачную связь или в связь до брака – рассердить ее. В народе слывет больше суровой, нежели милосердной. Считается женой Деревянного короля.
• Металлический Охотник - элементаль металла. Поджарый мужчина лет тридцати. Носит охотничий наряд. Его всегда сопровождает гончая. Управляет металлом. Покровительствует кузнецам, воинам и охотникам.
• Ведьма Электра (ранее называлась Знахарка Электра) – элементаль электричества. Изображается в народе как очень красивая девушка с длинными прямыми волосами и ярко-синими глазами. Самая молодая из элементалей. Имеет буйный нрав. Покровительствует певцам, танцорам, людям искусства и науки в целом.
Сотворенный полуэлементалями мир был прекрасен, там было все: леса, поля, реки, озера, звери и птицы; не было только тех, кто мог бы разделить с элементалями всю красоту, но божества не сильно печалились об этом. На берегу реки Исс они заключили два союза: Деревянный Царь взял в жены Ледяную Деву, Металлический Охотник - Знахарку Электру. Их дети были первыми северянами. И пока мир радовался процветанию, первородные элементали не дремали. Трое из них: воздух, земля и вода породили еще одно божество – Валаа́ра (так как огонь не участвовал в сотворении этого божества, его и только его боится Валаар). Рожденный из мрака и тьмы, в Мире Теней, куда были вытеснены породившие его существа, он должен был погибнуть, но вместо этого возвысился и стал владыкой черных угодий. И когда одна из северянок полюбила чужого мужа и стала взывать к прародителям, чтобы они смилостивились, к ней явился Валаар. Он соблазнил потерянную девушку и обратил в первую ведьму – ведьму Всеясоздания (по другой легенде Знахарка Электра влюбилась в Деревянного Царя и решила прибегнуть к помощи Валаара, чтобы увести чужого супруга, но вместо этого была соблазнена сыном трех стихий). Валаар и ведьма породили множество монстров и нежити, и когда их войско было готово, то на поверхности земли началась великая война. Она длилась триста тридцать три года три месяца и три дня и была близка к тому, чтобы уничтожить все сущее. Тогда между богами-полуэлементалями и первородными элементалями с Валааром во главе было заключено перемирие. Отныне сутки делились на день и ночь. День принадлежал добру, свету и порядку, ночь – Валаару и его нежити. Мир мертвых так же поделили на две части: светлую (Вишневый Сад) и темную (Владычество Теней).
Четверка богов-прародителей и Валаар являются далеко не единственными богами севера. В народе бытуют придания о духах рек, озер, тех, которые селятся в домах или банях, которые способствуют хорошему урожаю или, наоборот, портят его, всего и не перечесть. Язычники на то и являются язычниками.
СИСТЕМА ЖРЕЧЕСТВА
Как таковой развитой теологической школы и системы папства на севере нет. На локальных уровнях (в деревнях, городах) есть разрозненные храмы божествам. В них служат жрецы. Они проводят свои культы, следят за тем, чтобы божества не разгневались, и по сути ни от кого не зависят, так как областных духовных центров, которым подчинялись бы другие центры, нет. Например, жрец небольшого поселения Бурградской области не подчиняется жрецу крупного храма в Бурграде. То есть религиозная социальная лестница севера представляет собой не пирамиду, где на вершине патриаршество, а разрозненную грибницу. Для того, чтобы стать жрецом нужно родиться в семье жрецов (обычно верования не запрещают им заводить семьи, хотя в отдельных местах это может и воспрещаться). Северянин со стороны так же может стать жрецом, если с ранних лет будет расти при храме и получит все необходимые знания. Это делается на добровольных началах, так как храмовые школы редкость. В основном, культы и верования передаются через сказки, традиции, обычаи, праздники.
В настоящее время инквизиция к следованию языческой вере не призывает и не является священным органом власти, она не утверждает шаманов, но в праве обвинить любого в тайном следовании культу Валаара и после недолго разбирательства отправить виновного на костер.